Главная страница
Метрология
Стандартизация
-НОРМАТИВНЫЕ
ДОКУМЕНТЫ
-УЧЕБНИКИ И КНИГИ
-ТЕСТЫ
-ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
-НОВОСТИ
Сертификация
Управление качеством
Материаловедение
Разное
|
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ЛАБОРАТОРНЫМ РАБОТАМ, УЧЕБНИКИ и КНИГИ
Стандартизация —
деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного
многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах
производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции,
работ или услуг
Работы по стандартизации в России осуществляются на
основе принятого в 2003 году федерального закона
«О техническом
регулировании» ,
вступившим в силу
с 1 июля 2003г.
С целью скорейшего формирования
современной нормативно-правовой базы в
области технического регулирования
Федеральным законом от 30 декабря 2009
года N 385-ФЗ внесены изменения в
Федеральный закон от 27 декабря 2002
года N 184-ФЗ "О техническом
регулировании".
Стандартизация осуществляется в целях:
- повышения уровня безопасности жизни или здоровья
граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или
муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или
здоровья животных и растений и содействия соблюдению требований технических
регламентов;
- повышения уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
обеспечения научно-технического прогресса;
- повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг;
рационального использования ресурсов;
- технической и информационной совместимости;
- сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и
экономико-статистических данных;
- взаимозаменяемости продукции.
Стандартизация осуществляется в соответствии с принципами:
добровольного применения стандартов;
максимального учета при разработке стандартов законных интересов
заинтересованных лиц;
применения международного стандарта как основы разработки национального
стандарта, за исключением случаев, если такое применение признано невозможным
(см. статью 12 закона «О техническом регулировании»).
К документам в области стандартизации, используемым на территории Российской
Федерации, относятся:
- национальные стандарты;
- правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;
применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы
технико-экономической и социальной информации;
- стандарты организаций.
Национальные стандарты и общероссийские классификаторы технико-экономической и
социальной информации, в том числе правила их разработки и применения,
представляют собой национальную систему стандартизации.
Национальные стандарты утверждаются национальным органом
по стандартизации в соответствии с правилами стандартизации, нормами и
рекомендациями в этой области. В соответствии с постановлением Правительства
Российской Федерации от 2 июня 2003 года № 316 «О мерах по реализации
Федерального закона «О техническом регулировании» Госстандарт России определен
органом, уполномоченным исполнять функции национального органа Российской
Федерации по стандартизации.
Национальный орган по стандартизации наделен правом разрабатывать и утверждать
программу разработки национальных стандартов, а также порядок создания и
деятельности технических комитетов по стандартизации.
Постановление Госстандарта от 27 июня 2003 г. № 63 признало национальными
стандартами действующие государственные и межгосударственные стандарты,
введенные в действие до 1 июля 2003 г. для применения в Российской Федерации.
Признать целесообразным до вступления в силу вновь
разработанных соответствующих правил, норм и рекомендаций по стандартизации
сохранить для действующих государственных и межгосударственных стандартов и
разрабатываемых национальных стандартов условные обозначения «ГОСТ» и «ГОСТ Р»,
предусмотренные ГОСТ 1.5-2001 «Межгосударственная система стандартизации.
Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной
стандартизации. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию
и обозначению» и ГОСТ Р 1.5-92 «Государственная система стандартизации
Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению, оформлению и
содержанию стандартов».
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 17.06.2004 N 294 "О ФЕДЕРАЛЬНОМ АГЕНТСТВЕ ПО
ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ"
Утверждено Положение о Федеральном агентстве по техническому регулированию и
метрологии.
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии является
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию
государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере
технического регулирования и метрологии, и находится в ведении Министерства
промышленности и энергетики Российской Федерации.
Определены полномочия указанного агентства.
Установлено, что до утверждения Правительством РФ перечня подведомственных
организаций федеральных органов исполнительной власти в ведении Федерального
агентства по техническому регулированию и метрологии находятся организации,
находившиеся в ведении Государственного комитета Российской Федерации по
стандартизации и метрологии.
Признано утратившим силу Постановление Правительства РФ от 08.04.2004 N 194
"Вопросы Федеральной службы по техническому регулированию и метрологии".
Федеральный закон "О техническом регулировании" от 27.12.2002
N 184-ФЗ
(с изменениями от 9 мая 2005 г., 1 мая. 1 декабря 2007 г., 23
июля 2008 г., 18 июля 2009 г., 30. Декабря 2009)
.pdf
C
примечаниями
и ссылками от
КонсультантПлюс.
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
1.
ГОСТ Р
8.000-2000
"Государственная
система обеспечения единства измерений. Основные положения."
2.
ГОСТ 8.009-84
"Нормируемые метрологические характеристики средств измерений"
3.
ГОСТ 8.207-76
Прямые измерения с многократными наблюдениями. Методы обработки результатов
наблюдений. Основные положения."
4.
ГОСТ 8.401-80
"Классы точности средств измерений Общие требования. "
5.
ГОСТ Р 8.563-96
ГСИ. "Методики выполнения измерений."
6.
ГОСТ Р ИСО
5725-2002. "Точность (правильность и прецизионность) методов и результатов
измерений."
7.
Межгосударственный стандарт ГОСТ 7502-98
. Рулетки измерительные металлические
8.
МИ1317-2004
"Методические указания. Государственная система обеспечения единства измерений.
Результаты и характеристики погрешности измерений. Формы представления. Способы
использования при испытаниях образцов продукции и контроле их параметров. "
9.
ПР 50.2.006-94 Правила по метрологии. "Порядок проведения поверки средств
измерений."
10.
РД 50-453-84
Характеристики погрешности средств измерений в реальных условиях эксплуатации.
Методы расчета
11.
РМГ 29-99 "МЕТРОЛОГИЯ.
Основные термины и определения "
12.РМГ
43-2001 Применение "Руководства по выражению неопределенности измерений"
13.
РМГ 51-2002
Рекомендации по межгосударственной стандартизации "Документы на методики поверки
средств измерений. Основные положения."
14.
ЕСКД. Сборник стандартов.
Часть1,
Часть2,
Часть3,
Часть4
.djvu
15.
ГОСТ Р
1.15—2009 Службы стандартизации в организациях. Правила создания и
функционирования
16.
ГОСТ Р
1.0—2004 Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения
17.
ГОСТ Р
1.5—2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные
Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления и обозначения
18.
ГОСТ Р
1.4—2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций.
Общие положения".pdf
19.
ГОСТ 8032-84
Предпочтительные числа и ряды предпочтительных чисел .pdf
20.
ГОСТ 1.3-2004
Правила и методы принятия международных и региональных стандартов в качестве
межгосударственных стандартов .pdf
УЧЕБНИКИ И КНИГИ
1.
Еналеева
И.Д. Защита прав потребителей: часто задаваемые вопросы, образцы документов.
Деловая литература-Личные
финансы .- Издательство Юрайт, 2008
.pdf
ТЕСТЫ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ
Тесты
предназначены для контроля знаний по разделу "Стандартизация".
В файле, расположенном на данном сайте, находится небольшая программа (Автор:
Фаюстов А. А. М:, ГУУ, 2006 г.), которую
нужно инсталлировать на Ваш компьютер, и тесты с
подсказками на правильный ответ. Скачать эти материалы можно по следующей
ссылке: "testy_standart.rar".
Там же находятся и указания по работе с тестами.
Примечание: программа для тестирования - общая для разделов
"Сертификация" и "Стандартизация" и устанавливается на компьютер один раз.
ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
МОНОГРАФИИ, СБОРНИКИ, УЧЕБНИКИ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ, СПРАВОЧНИКИ
1.
Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии : Учебник для
ву-зов. -2-е изд. перераб. и доп. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. -712с
2. Васильев А.Л. Стандартизация для всех. -М.: ИПК Издательство стандартов,
2000.- 192 с.
3.Лифиц И.М. Основы
стандартизации, метрологии, сертификации Учебник для вузов. -М.: Юрайт, 1999. -285с.
4.Стандартизация и управление качеством продукции: Учебник для вузов/ В.А-Щвандар, В.П.Панов, Е.М.Купряков и др.; Под ред. В.А.Швандара. -М.:
ЮНИТИ-ДАНА, 1999. -487с.
5. Основы стандартизации/Под ред. В. В. Ткаченко. — М.: Изд-во стандартов, 1986.
— 328 с.
6. Литвинов О. Азбука знаков: маркировка продукции в России и за рубежом. — М.:
РИА "Стандарты и качество", 2002.— 264 с.
Эта книга
результат многолетнего практического опыта работы ведущего российского эксперта
с известными международными компаниями - производителями товаров. Здесь собрана
информация о видах маркировки, основах применения, соответствующих законах и
наиболее интересных примерах из деловой практики.
----------------------------------------------------------------------------------------------
ЖУРНАЛЫ
1. Вестник Госстандарта России
Официальное издание Государственного Комитета Российской Федерации по
стандартизации и метрологии. Публикуются официальные документы по основным видам
деятельности Госкомитета —
стандартизации, метрологии, сертификации,
аккредитации, госнадзору. Периодичность -
ежемесячно.
2. Европейское качество
Журнал Европейской организации по качеству. Прогрессивные тенденции в области
качества, аналитические публикации специалистов, опыт ведущих европейских
компаний, критерии Европейской премии по качеству. Перевод и издание русской
версии — РИА "Стандарты и качество".
Периодичность - ежеквартально.
3.
«ИСО 9000 + ИСО 14000».
Информационный бюллетень.
Деятельность
Международной организации по стандартизации в области разработки стандартов ИСО
семейств 9000 и 14000, а также других документов по оценке соответствия;
практический опыт (подходы, инструменты, методы) применения стандартов ИСО 9000
и 14000 в зарубежных организациях всех отраслей экономики и сфер деятельности, в
том числе и нетрадиционных; мнения специалистов о системах менеджмента и
перспективах их развития; статистические данные о применении стандартов ИСО 9000
и 14000; информация о семинарах и других мероприятиях в России и в мире.
Периодичность - ежеквартально.
4.Методы
менеджмента качества
Научно-практический журнал по актуальным
проблемам обеспечения качества. На страницах журнала: управление качеством, ТОМ,
методы анализа качества, затраты на качество, системы качества и управления
процессами, бенчмаркинг, международные стандарты ИСО серии 9000:2000, проблемы
надежности, статистические методы.
Периодичность - ежемесячно.
5.
Нормирование, стандартизация и сертификация в строительстве.
Информационный бюллетень.
Новейшие
сведения о пересмотре нормативно-технической базы строительства, информация о
ходе формирования Системы нормативных документов в строительстве, проведении
сертификации строительной продукции и услуг.
Периодичность - шесть в год.
6. Перечень
нормативных документов, регламентирующих строительство на территории Российской
Федерации.
Структурированная
информация о нормативно-технических и нормативно-правовых документах по
строительству, действующих на территории Российской Федерации, включая шифры,
названия и сведения об утверждении, наличии дополнений, поправок и изменений
документов. Периодичность - два
в год.
7. Стандарты и качество Журнал Госстандарта России для руководителей
предприятий, служб стандартизации и качества, НИИ и вузов. Вопросы стандартизации; подтверждение соответствия; управление качеством и окружающей
средой; конкурентоспособность; конкурсы и премии в области качества; опыт
предприятий, успешно работающих на российском и зарубежном рынках; обзор
деятельности международных организаций.
Периодичность - ежемесячно.
----------------------------------------------------------------------------------------------
БиблиоСерт
Сборник законодательных и нормативных документов по сертификации,
стандартизации, метрологии, управлению качеством, экологии
Более 1500 документов
• Текущая и
ретроспективная информация • Ежемесячная актуализация
•
Законы РФ, документы Правительства РФ и Правительства Москвы
• Документы министерств РФ, Госстандарта России, Госстроя России,
Госгортехнадзора России, Госкомэкологии России, ГТК, других ведомств и комитетов
• Основополагающие документы по сертификации — подтверждению соответствия
• Классификаторы: ОКУН, ОКДП, ОКП, ОКЭР, ОКУД, ОКОФ, ОКБ, ОКОНХ
• Товарная номенклатура
внешнеэкономической деятельности • Санитарные правила и
нормы, гигиенические нормативы, методические указания, предельно допустимые
концентрации, ориентировочные безопасные уровни воздействия
• Документы международных организаций
• Перечни
- государственных и
межгосударственных стандартов
- строительных норм и правил
- продукции, подлежащей
подтверждению соответствия
- аккредитованных органов по
сертификации и испытательных лабораторий
- средств измерений, внесенных
в Государственный реестр
- систем обязательной и
добровольной сертификаций, действующих в РФ
- государственных стандартных
образцов, внесенных в Государственный реестр
- Руководств ИСО и МЭК по
стандартизации, сертификации и управлению качеством
- Директив Европейского Союза
по новому подходу
Минимальные системные требования: ОС Windows
95/98/NT,
RAM 32 Мб, CD-ROM,
Internet Explorer 4.0 и выше, Word 6.0/95 и выше. Объём
"БиблиоСерт" - 250 Мбайт
----------------------------------------------------------------------------------------------
УКАЗАТЕЛИ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ
1. «ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СТАНДАРТЫ». Ежемесячный информационный указатель (ИУС).
Внимание! Указатель
содержит информацию об отраслевых стандартах.
2. «ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ». Ежемесячный информационный указатель (ИУТУ).
Указатель содержит сведения о
держателе подлинника документа и его адрес.
3. «ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СТАНДАРТЫ».
Годовой
систематический и нумерационный указатель в 3-х томах.
4. «ТЕХНИЧЕСКИЕ
УСЛОВИЯ». Годовой указатель содержит сведения о технических условиях с
указанием наименования и адреса держателя подлинника документа.
5. «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЕСТР СРЕДСТВ
ИЗМЕРЕНИЙ».
Годовой указатель
содержит сведения о всех серийно выпускаемых и ввозимых партиями из-за рубежа
средств измерений, допущенных Госстандартом России к применению в Российской
Федерации.
6. «РУКОВОДЯЩИЕ ДОКУМЕНТЫ, РЕКОМЕНДАЦИИ
И ПРАВИЛА».
Годовой указатель включает действующие
руководящие документы, рекомендации и правила по состоянию с указанием
организации - разработчика документа. Содержит информацию об отмененных
нормативных документах (дату отмены и нормативный документ, действующий взамен).
----------------------------------------------------------------------------------------------
РИА «Стандарты и качество»
предоставляет статьи периодических изданий в электронном виде:
«Стандарты
и качество» с 01. 01. 02 г.; «Партнеры и конкуренты» с 01.01.02г.;
«Методы менеджмента качества» с 01. 01. 02 г.; «Мир измерений» с
01.01.02г. ПЕРЕЧЕНЬ СТАТЕЙ -НА САЙТЕ WWW.STQ.RU
Статьи пересылаются по электронной почте. Вам необходимо учитывать
возможный большой объем пересылаемого материала и соответствующим образом
настроить свой электронный почтовый ящик. При абонементном обслуживании
стоимость предоставления одной статьи 60.00 рублей в формате PDF.
Абонементное обслуживание на месяц
600 руб. Абонементное обслуживание на год 3600 руб.
Справки по тел.: (095) 236 6181, по E-mail:
id@stq.gost.ru.
----------------------------------------------------------------------------------------------
Основные
сайты
Госстандарт России: www.gost.ru
Тексты национальных
стандартов, опубликованные на сайте gost.ru
Каталог национальных
стандартов (Информационная система«DBases.ru»)
Помощь по ГОСТам
Gost4yuO - ГОСТ для ВАС - бесплатно!
Всероссийский научно-исследовательский институт классификации, терминологии и
информации по стандартизации и качеству (ВНИИКИ): www.vniiki.ru
Всероссийский научно-исследовательский
институт сертификации Госстандарта России (ВНИИС): www.vniis.ru
Государственное предприятие
"Всероссийской научно-исследовательский институт оптико-физических измерений"
(ГП ВНИИОФИ): www.vniiofi.ru
Государственное предприятие "Всероссийский
научно-исследовательский институт метрологии им. Д.И. Менделеева" (ГП "ВНИИМ
им. Д.И. Менделеева"): www.vniim.ru
Государственное предприятие "Сибирский
государственный научно-исследовательский институт метрологии" (ГП СНИИМ):
sniim.siberia.net
Издательство стандартов: www.standards.ru
-
---------------------------------------------------------------------------------------
Информационные сайты Российской Федерации по нормативной
документации
-
НТЦ ИНФОРМРЕГИСТР: www.inforeg.ru
-
Всероссийский
научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела (ВНИИДАД):
www.dataforce.net/~vniidad/
- Научный центр правовой информации при
Министерстве юстиции России (НЦПИ МЮ РФ): www.scli.ru
- Институт системного программирования
Российской Академии наук (ИСП РАН): www.ispras.ru
-
---------------------------------------------------------------------------------------
|
- НАЦИОНАЛЬНАЯ
СИСТЕМА СТАНДАРТИЗАЦИИ
ГОСТ Р 1.0-2004
Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения
ГОСТ Р 1.2-2004 Стандартизация в Российской Федерации.
Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки,
утверждения, обновления и отмены
ГГОСТ Р 1.4-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты
организаций. Общие положения
ГОСТ Р 1.5-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты
национальные Российской Федерации. Правила построения, изложения,
оформления и обозначения
ГОСТ Р 1.8-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты
межгосударственные. Правила проведения в Российской Федерации работ по
разработке, применению, обновлению и прекращению применения
ГОСТ Р 1.9-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Знак
соответствия национальным стандартам Российской Федерации. Изображение.
Порядок применения
ГОСТ Р 1.10-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Правила
стандартизации и рекомендации по стандартизации. Порядок разработки,
утверждения, изменения, пересмотра и отмены
ГОСТ Р 1.11-99 Государственная система стандартизации Российской
Федерации. Метрологическая экспертиза проектов государственных
стандартов
ГОСТ Р 1.12-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Термины и
определения
ГОСТ Р 1.13-2004
Стандартизация в Российской Федерации. Уведомления о проектах документов
в области стандартизации. Общие требования
|
В начало страницы
-
НОВОСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ
-
-
-
С
25 октября 2011 года вступил в силу Федеральный
закон от 21 июля 2011 года N 255-ФЗ,
которым внесен ряд изменений в
Федеральный закон "О техническом
регулировании".
Уточнен перечень отношений, которые
не регулируются
Законом "О техническом регулировании":
- разработка и применение
санитарно-эпидемиологических требований;
- охрана окружающей среды;
- охрана труда;
- промышленная безопасность;
- технологические процессы на
опасных производственных объектах;
- безопасность
электроэнергетических систем и объектов
электроэнергетики;
- космическая деятельность.
Уточнены такие понятия, как:
- технический регламент;
- предварительный национальный
стандарт;
- аттестат;
- область аккредитации;
- впервые выпускаемая в
обращение продукция.
Закон
"О техническом регулировании"
дополнен статьями, устанавливающими
правила разработки и утверждения
предварительного национального стандарта
и регулирующими положение национального
органа по аккредитации.
С 1
января 2012 года вводится в действие ГОСТ Р 54009-2010 "Оценка соответствия.
Применение знаков, указывающих о соответствии"
10.05.2011
Приказом Росстандарта от 30 ноября 2010 года N
614-ст утвержден и вводится в действие с 1 января 2012 года ГОСТ Р 54009-2010.
Настоящий стандарт устанавливает правила применения знаков, указывающих о
соответствии, включая их назначение, требования к знакам, способы и места
маркирования при обязательном и добровольном подтверждении соответствия объектов
установленным требованиям.
ГОСТ Р 54009-2010 распространяется на знаки соответствия и знаки обращения на
рынке, применяемые при обязательном подтверждении соответствия продукции
установленным требованиям, а также на знаки соответствия при добровольной
сертификации продукции, процессов, систем и иных объектов сертификации.
Настоящий стандарт предназначен для заявителей, разработчиков технических
регламентов, органов по сертификации.
ГОСТ Р 54009-2010 не распространяется на знак соответствия национальным
стандартам Российской Федерации, требования к изображению и применению которого
установлены ГОСТ Р 1.9-2004.
Сокращены перечни продукции, подлежащей
обязательному подтверждению соответствия
2010-10-26
В связи с
вступлением в силу Технического
регламента о безопасности машин и
оборудования, утвержденного
постановлением Правительства Российской
Федерации от 15 сентября 2009 года N
753, постановлением Правительства РФ от
20 октября 2010 года N 848 из Единого
перечня продукции, подлежащей
обязательной сертификации, и Единого
перечня продукции, подтверждение
соответствия которой осуществляется в
форме принятия декларации о
соответствии, утвержденных
постановлением Правительства Российской
Федерации от 1 декабря 2009 года N 982,
исключены некоторые машины,
оборудование, детали и запасные части к
ним. Теперь обязательному подтверждению
соответствия подлежат машины и
оборудование, включенные в перечень
машин и оборудования, подлежащих
обязательной сертификации, и перечень
машин и оборудования, подлежащих
декларированию соответствия требованиям
Технического регламента о безопасности
машин и оборудования, утвержденные
постановлением Правительства РФ от 15
сентября 2009 года N 753.
Необходима гармонизация стандартов техрегулирования РФ и ЕC
05.04.2010
В пятницу
под председательством президента
Ассоциации строителей России Николая
Кошмана состоялось совещание
инициативной группы организаций,
участвующих в проекте «Исследования
Европейской системы гармонизации
стандартов, на примере Голландии».
Н.Кошман напомнил, что АСР, начала
работу по сближению законодательств со
странами ЕС, в том числе в части
строительных нормативов еще на стадии
создания Белой Книги. Однако до
настоящего времени положения, изложенные
в ней, невозможно было осуществить из-за
несовершенства российского закона «О
техническом регулировании».
Одна из фундаментальных причин
«пробуксовки» процесса гармонизации, по
словам Н.Кошмана, в том, что в
профессиональном сообществе нет ясного
понимания не только того, как
функционирует система технического
регулирования в Европе, но и
основополагающих принципов ее работы.
Отсутствует программа переобучения
специалистов и методологическая база,
подробно разъясняющая исполнителям, что
же надо делать. Говоря о создании единых
норм технического регулирования, мы
можем применять, как альтернативу,
существующие нормы технического
регулирования ЕС. При этом необходимо
сделать акцент на разработку единых
технических регламентов на основе
межгосударственных стандартов,
гармонизированных с европейскими
нормами.
Далее Н.Кошман сказал, что в России еще
не сложилось четкое понимание того, что
инновации без стандартов невозможны.
Возможно, вопрос использования и
применения стандартов ЕС как инструмента
обобщения опыта и поддержки
инновационной деятельности будет показан
на основе реализации обсуждаемого
проекта.
В результате многолетней работы в
настоящее время согласованы
предварительные сроки и участие
российских и европейских экспертов в
работе по имплементации и применению в
России европейских стандартов в области
строительства. Модератор совещания,
директор Фонда «Зебра» Евгений Малинин
акцентировал внимание участников на том,
что при гармонизации системы
технического регулирования российской и
европейской автодорожных отраслей,
необходимо обратить внимание на важность
системного подхода. Одним из ключевых
факторов, влияющих на ситуацию в ПДД,
являются стандарты и правила
проектирования дорог. Для улучшения
российских стандартов и правил
проектирования автодорожной отрасли
необходимо использовать проверенный опыт
ЕС.
В связи с этим Минтран РФ, совместно с
Минэкономразвития Голландии,
инициировало весной 2009 г. проект
«Исследование Европейской системы
гармонизации стандартов, на примере
Голландии». Евгений Малинин ознакомил
собравшихся с основными принципами
системы стандартизации ЕС и ее отличиями
от системы РФ.
О Национальном агентстве стандартизации
Голландии (НАС), его форме работы,
бюджете, процедурах инициации, принятии
и регистрации стандартов рассказал
руководитель сектора строительных
материалов НАС Джоди де Бауэр.
Руководитель проекта Джон Бундер
ознакомил участников совещания с
проектом и провел презентацию
Организации по развитию транспорта,
инфраструктуры и общественных мест
Голландии, отметив ее роль в управлении
правилами проектирования дорог
Голландии, сфере ответственности.
Д.Бундер рассказал также о формах
работы, процедурах инициации, разработке
и принятии правил проектирования.
В завершении работы совещания для
продолжения работы в рамках данного
проекта было принято решение о создании
российской рабочей группы, сообщает
пресс-служба АСР.
АСН-инфо
Медведев одобрил ребрендинг
Ростехрегулирования
20 января 2010
Президент
РФ Дмитрий Медведев на заседании
комиссии по модернизации российской
одобрил переименование Федерального
агентства по техническому регулированию
и метрологии из Ростехрегулирования в
Росстандарт.
В среду, как сообщает ПРАЙМ-ТАСС, на
заседании комиссии по модернизации
российской экономики президент РФ на
соответствующую просьбу главы
Ростехрегулирования Григория Элькина
заявил, что у него нет возражений.
«Мы когда-то вернули название ГАИ. Если
ГАИ вернули, то Росстандарт - это менее
болезненная вещь. Давайте так и сделаем
- ребрендинг», - сказал Медведев.
Элькин объяснил свою просьбу вернуться к
названию «Росстандарт» тем, что
агентство по техническому регулированию
и метрологии является участником многих
международных организаций.
«Госстандарт - это бренд. Давайте вернем
название «Росстандарт». Это поддерживает
и промышленность. Если слово «Ростехрегулирование»
латинскими буквами написать, это не то
что прочитать, это увидеть сложно», -
сказал глава агентства.
Изменен порядок принятия технических
регламентов
С целью скорейшего формирования
современной нормативно-правовой базы в
области технического регулирования
Федеральным законом от 30 декабря 2009
года N 385-ФЗ внесены изменения в
Федеральный закон от 27 декабря 2002
года N 184-ФЗ "О техническом
регулировании". Согласно изменениям
теперь технические регламенты могут быть
приняты также федеральным органом
исполнительной власти по техническому
регулированию, который также утверждает
перечень национальных стандартов,
содержащих правила и методы исследований
(испытаний) и измерений, в том числе
правила отбора образцов, необходимые для
применения и исполнения принятого
технического регламента и осуществления
оценки соответствия.
К использованию на территории Российской
Федерации допущены такие документы в
области стандартизации, как
международные стандарты, региональные
стандарты и своды правил, стандарты и
своды правил иностранных государств, а
также их переводы на русский язык. Их
применение допускается после регистрации
в Федеральном информационном фонде
технических регламентов и стандартов или
принятия на учет национальным органом
Российской Федерации по стандартизации.
Изменения установили процедуру
регистрации, определили перечень
документов, представляемых для
регистрации, и сроки их рассмотрения.
Кроме того, установлены правила
формирования перечня документов в
области стандартизации, в результате
применения которых на добровольной
основе обеспечивается соблюдение
требований технических регламентов, а
также утратило силу положение,
устанавливающее перечень первоочередных
регламентов, разрабатываемых в порядке,
установленном для принятия федеральных
законов и постановлений Правительства
Российской Федерации.
Президент РФ Дмитрий Медведев подписал
строительный регламент и закон о
внесении изменений в закон о техническом
регулировании. Выступая на совете
законодателей, он отметил, что, в
соответствии с данным законом,
"большинство технических регламентов
будут приниматься в упрощенном порядке".
Он предложил законодателям подумать над тем, чтобы принять в
регионах правила по инвестиционному
циклу с тем, чтобы инвестиционные
решения не принимались годами. Проблему
инвестиционных проектов поднял на
заседании вице-премьер Сергей Собянин.
Комментируя ситуацию, Д.Медведев подчеркнул, что проблема внедрения
инвестпроектов "очень тяжелая для нас
тема". "К сожалению, инвестиционный цикл
у нас растянут на годы. Я даже не говорю
про наши столицы - про Москву и про
Питер, где эти задачи решаются крайне
тяжело, все очень забюрократизировано,
очень много препятствий, надо
обязательно эту ситуацию менять. Но и в
более компактных регионах это
затягивается на месяцы, зачастую длится
годами", -сказал Д.Медведев.
Как отметил президент, если в соответствии с новым законом о
техрегулировании технические регламенты
начнут в ближайшее время приниматься в
упрощенном и быстром порядке, то
необходимо и в каждом регионе принять
правила по инвестиционным циклам "в
дебюрократизированном сценарии, с
максимально короткими сроками".
"Я хотел бы, чтобы законодатели этим занялись и подтолкнули своих коллег
- местную исполнительную власть, потому
что это от них зависит, там решения
принимаются, там взятки берут! Надо
заняться этим обязательно. Обращаюсь к
законодательным собраниям, к нашим
региональным парламентам", - сказал
Д.Медведев.
Интерфакс 28.12.2009
Закон
направлен на совершенствование механизма
технического регулирования в Российской
Федерации в целях создания условий для
ускоренного обновления
нормативно-технической базы,
устанавливающей обязательные требования
к продукции и процессам.
Практика применения Федерального закона
"О техническом регулировании" показала
довольно низкую эффективность заложенных
в нем правовых институтов - за 7-летний
период реформы технического
регулирования принято всего лишь 11
технических регламентов. Механизм
принятия технических регламентов
оказался крайне неэффективным -
согласование документов на
межведомственном уровне затягивается на
годы.
В неудовлетворительном состоянии сегодня
находится система стандартизации.
Отечественная промышленность лишена
возможности ориентироваться на передовые
мировые стандарты, что создает серьезные
барьеры для технологического
перевооружения.
Законопроектом предусматриваются
следующие изменения в сфере технического
регулирования:
законодательное закрепление возможности
признания и заимствования лучших мировых
стандартов в целях их применения в
Российской Федерации;
введение двух применяемых по выбору
заявителя режимов технического
регулирования, один из которых основан
на требованиях российских стандартов,
другой - на требованиях иностранных
технических регламентов (директив) и
стандартов;
расширение полномочий Правительства
Российской Федерации и федерального
органа исполнительной власти по
техническому регулированию по
формированию современной
нормативно-правовой базы в области
технического регулирования.
В современных условиях глобализации
рынков возрастает роль международных
стандартов как механизма продвижения и
обеспечения интересов Российской
Федерации в экономической сфере на
международном уровне. В связи с этим
особое место в законопроекте занимают
положения, направленные на установление
в качестве одного из основных принципов
технического регулирования возможности
применения международных стандартов,
региональных стандартов и сводов правил,
стандартов и сводов правил иностранных
государств в целях соблюдения требований
технических регламентов. При этом
устанавливается, что международные
стандарты, региональные стандарты и
своды правил, стандарты и своды правил
иностранных государств являются
документами в области стандартизации.
В законопроекте определяются понятия "региональная
организация по стандартизации", "региональный
стандарт", "стандарт иностранного
государства", "региональный свод правил",
"свод правил иностранного государства".
В зависимости от режима технического
регулирования (в целях подтверждения
соответствия принятым техническим
регламентам или требованиям, введенным в
порядке заимствования, зарубежных
технических регламентов)
предусматривается два подхода к допуску
зарубежных стандартов для применения в
Российской Федерации: разрешительный (регистрация
стандарта, осуществляемая национальным
органом по стандартизации) и
уведомительный (учет стандарта в
Федеральном информационном фонде
технических регламентов и стандартов).
Регистрация зарубежного стандарта влечет
его включение в перечень документов в
области стандартизации, применяемых на
добровольной основе для подтверждения
соответствия.
Законопроектом устанавливается процедура
регистрации стандарта, определяются
перечень документов, представляемых для
регистрации, и сроки их рассмотрения.
Законопроектом также предусматривается
изъятие из общего правила открытого
бесплатного доступа к документам по
стандартизации, обусловленное
обязательствами Российской Федерации,
вытекающими из лицензионных договоров с
обладателями исключительных прав на
стандарты как результаты
интеллектуальной деятельности, а также
из норм международного права.
Учет зарубежных стандартов
осуществляется в случае использования
изготовителем режима технического
регулирования, основанного на зарубежных
технических регламентах (директивах).
Заинтересованное лицо вправе
использовать зарубежный стандарт,
обеспечивающий выполнение требований
зарубежного регламента (директивы),
после учета надлежащим образом
заверенного перевода на русский язык
такого стандарта национальным органом
Российской Федерации в области
стандартизации.
В соответствии с законопроектом
Правительство Российской Федерации
наделяется полномочиями по введению на
альтернативной основе требований
технических регламентов стран
таможенного союза, норм и правил
Европейского союза в тех сферах
технического регулирования, где в
установленные сроки не были приняты
технические регламенты. При этом
введение таких зарубежных регламентов (директив)
не повлияет на возможность применения
отечественными товаропроизводителями
традиционного режима технического
регулирования в соответствии с
действующими требованиями к продукции.
Законопроектом отменяется норма,
предусматривающая прекращение действия
таких требований с 1 июля 2010 г. Таким
образом, предприятия, ориентированные на
модернизацию производства, будут вправе
применять наилучшие практики
регулирования и стандартизации, а
предприятия, испытывающие трудности,
смогут безболезненно продолжать
хозяйственную деятельность по старым (действующим)
правилам.
Кроме того, законопроектом вносятся
изменения, направленные на расширение
перечня форм принятия технического
регламента за счет наделения
соответствующими полномочиями
федерального органа исполнительной
власти по техническому регулированию.
Для принятия технического регламента в
форме нормативного правового акта
федерального органа исполнительной
власти по техническому регулированию
предлагается предусмотреть порядок,
аналогичный порядку разработки и
принятия постановления Правительства
Российской Федерации, то есть с
соблюдением всех правил публичности. Для
ускорения процесса разработки и принятия
технических регламентов в данной форме
устанавливается, что решение об
утверждении (отклонении) технического
регламента принимается федеральным
органом исполнительной власти по
техническому регулированию на основании
результатов голосования по проекту
технического регламента на заседании
экспертной комиссии, в состав которой
должны входить представители
заинтересованных федеральных органов
исполнительной власти. В соответствии с
законопроектом перечень технических
регламентов, принимаемых федеральным
органом исполнительной власти по
техническому регулированию, должен
определяться правительственной
программой разработки технических
регламентов.
С принятием федерального закона "О
внесении изменений в Федеральный закон
"О техническом регулировании" в
Российской Федерации создается правовая
основа применения и использования на
добровольной основе лучшего
международного опыта для решения
широкого круга экономических задач,
преодоления технологического отставания
и создания условий для технологического
обновления предприятий и организаций в
целях повышения конкурентоспособности
отечественной продукции, а также
повысится оперативность принятия
технических регламентов, установления
обязательных требований по безопасности
продукции за счет упрощения
административных процедур.
Рассматриваются поправки в Федеральный
закон "О техническом регулировании"
На рассмотрение Государственной
Думы внесен
законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О техническом
регулировании", направленный на совершенствование механи разма технического
регулирования в Российской Федерации.
Законопроектом предусматривается, в частности:
- расширение перечня форм принятия технического регламента за счет наделения
соответствующими полномочиями федерального органа исполнительной власти по
техническому регулированию и включение в
Федеральный закон "О техническом регулировании" соответствующего порядка
разработки технического регламента, принимаемого нормативным правовым актом
федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию;
- дополнение
Федерального закона "О техническом регулировании" новыми понятиями, а именно:
"региональная организация по стандартизации", "региональный стандарт", "стандарт
иностранного государства", "региональный свод правил", "свод правил иностранного
государства" ;
- введение двух применяемых по выбору заявителя режимов технического
регулирования, один из которых основан на требованиях российских стандартов,
другой - на требованиях иностранных технических регламентов (директив) и
стандартов;
- дополнение перечня документов в области стандартизации, используемых на
территории Российской Федерации, международными стандартами, региональными
стандартами и сводами правил, стандартами и сводами правил иностранных
государств, зарегистрированными в Федеральном информационном фонде технических
регламентов и стандартов;
- определение процедуры регистрации стандарта и свода правил, перечня документов,
представляемых для регистрации, сроков их рассмотрения и оснований для отказа в
регистрации стандарта или свода правил;
- исключение из общего правила открытого бесплатного доступа к документам по
стандартизации в случаях, если лицензионными договорами с иностранными
правообладателями, а также международными соглашениями и иными нормами
международного права предусматриваются возмездность и (или) недопустимость
предоставления открытого доступа к документам в области стандартизации. При этом
предусматривается, что национальный орган по стандартизации организует
официальное опубликование в печатном издании федерального органа исполнительной
власти по техническому регулированию и размещение в информационной системе
общего пользования в электронно-цифровой форме размера платы за предоставление
соответствующих документов и правил их распространения.
Помимо этого предлагается наделить Правительство Российской Федерации
полномочиями по введению обязательных требований, содержащихся в технических
регламентах государств - участников Таможенного союза или в документах
Европейского союза в тех сферах технического регулирования, где в установленные
сроки не были приняты технические регламенты. При этом при введении таких
требований Правительство Российской Федерации может устанавливать формы оценки
соответствия указанным требованиям и определять орган, уполномоченный
осуществлять государственный контроль (надзор) за соблюдением указанных
требований.
Обзор подготовлен специалистами консорциума "Кодекс" с использованием
информационно-правовых систем "Кодекс".
C 1 января
2010 года вводится в действие ГОСТ Р
1.15-2009 "Стандартизация в Российской
Федерации. Службы стандартизации в
организациях. Правила создания и
функционирования"
Приказом Ростехрегулирования от 23 июня 2009
года N 211-ст утвержден и вводится в
действие с 1 января 2010 года ГОСТ Р
1.15-2009.
Настоящий стандарт направлен на
обеспечение организационно-методического
единства при проведении работ по
стандартизации в различных организациях.
ГОСТ Р 1.15-2009 входит в систему
основополагающих стандартов
"Стандартизация в Российской Федерации"
.
При разработке настоящего стандарта
использованы рекомендации ИСО
"Руководство по развитию 5. Организация
и развитие службы стандартизации
компании" ("Development Manual 5.
Development and organization of a
company standards department" ), а также
опыт работы служб стандартизации в ОАО
"ЛУКОЙЛ" , ОАО "СИБУР Холдинг", ФГУ "ВГНКИ",
ОАО "ВНИИЖТ" и ОАО "Российские железные
дороги" .
ГОСТ Р 1.15-2009 устанавливает единые
для организаций правила создания и
функционирования служб стандартизации, а
также включает рекомендуемое типовое
положение о службе стандартизации
организации.
С 1 июля
2009 года введен в действие ГОСТ Р
1.7-2008 "Стандартизация в Российской
Федерации. Стандарты национальные
Российской Федерации. Правила оформления
и обозначения при разработке на основе
применения международных стандартов"
Приказом Ростехрегулирования от 25
декабря 2008 года N 671-ст утвержден и
введен в действие с 1 июля 2009 года
ГОСТ Р 1.7-2008 взамен ГОСТ Р 1.5-2004 в
части раздела 8 и приложений Ж, И, К. С
введением в действие ГОСТ Р 1.7-2008
отменены рекомендации по стандартизации
Р 50.1.035-2001 "Порядок применения
международных и региональных стандартов
в Российской Федерации".
В соответствии с Соглашением по
техническим барьерам в торговле
Всемирной торговой организации
применение международных стандартов
является одним из важных условий,
обеспечивающих устранение технических
барьеров в торговле между странами.
Настоящий стандарт устанавливает правила
оформления и обозначения национальных
стандартов Российской Федерации,
разрабатываемых на основе применения
международных и региональных стандартов,
национальных стандартов других стран и
международных документов, не являющихся
международными стандартами. Сведения о
международных документах, не являющихся
международными стандартами, приведены в
приложении А.
ГОСТ Р 1.7-2008 также устанавливает
правила оформления рекомендаций по
стандартизации, разрабатываемых на
основе применения международных
документов, не являющихся международными
стандартами.
Особый порядок использования настоящего
стандарта в отношении стандартов и
рекомендаций, разрабатываемых в
соответствии с Положением о
стандартизации оборонной продукции
(работ, услуг), может быть установлен в
стандарте на правила разработки
указанных стандартов.
ГОСТ Р 1.7-2008 не распространяется на
национальные стандарты Российской
Федерации, которые были утверждены
(признаны в этом качестве) до введения
его в действие. Их приведение в
соответствие с требованиями настоящего
стандарта осуществляют при очередном
пересмотре указанных стандартов, а в
обоснованных случаях - при разработке
очередных изменений к ним.
ГОСТ Р 1.7-2008 не распространяется на
межгосударственные стандарты, которые по
статусу являются региональными
стандартами, но применяются в Российской
Федерации непосредственно в качестве
национальных стандартов. Хотя такое
применение региональных стандартов
относится к методу подтверждения,
который описан в приложении Б, но в
отношении межгосударственных стандартов
правила их применения в Российской
Федерации установлены в ГОСТ Р 1.8
(раздел 7).
Правила оформления и обозначения
межгосударственных стандартов
установлены в ГОСТ 1.5, а правила
оформления и обозначения
межгосударственных стандартов,
разрабатываемых на основе применения
международных и региональных стандартов,
национальных стандартов других стран и
международных документов, не являющихся
международными стандартами, - в ГОСТ
1.3.
Путин
подписал закон, уточняющий процедуру
разработки и утверждения технических
регламентов ( 04.05.2007)
Президент
РФ Владимир Путин подписал федеральный
закон «О внесении изменений в
Федеральный закон «О техническом
регулировании», принятый Госдумой 6
апреля 2007 года и одобренный Советом
Федерации 18 апреля 2007 года. Об этом
сообщает пресс-служба главы государства.
Согласно поправкам, технический
регламент должен содержать перечень и
(или) описание объектов технического
регулирования, требования к этим
объектам и правила их идентификации в
целях применения технического
регламента.
Международные стандарты должны
использоваться полностью или частично в
качестве основы для разработки проектов
технических регламентов, за исключением
случаев, если такое использование
признано невозможным вследствие
климатических и географических
особенностей РФ, технических и
технологических особенностей.
Национальные стандарты могут
использоваться полностью или частично в
качестве основы для разработки проектов
технических регламентов.
Правительством утверждается программа
разработки технических регламентов,
реализация которой полностью или
частично финансируется за счет средств
федерального бюджета и которая должна
ежегодно уточняться и опубликовываться.
Технические регламенты также могут быть
разработаны вне утвержденной программы.
Технический регламент принимается
федеральным законом или постановлением
правительства РФ в порядке,
установленном соответственно для
принятия федеральных законов и
постановлений правительства РФ, с учетом
положений закона «О техническом
регулировании».
Проект постановления правительства РФ о
техническом регламенте, подготовленный к
рассмотрению на заседании правительства,
не позднее чем за 30 дней до дня его
рассмотрения направляется на экспертизу
в соответствующую экспертную комиссию по
техническому регулированию.
До 1 января 2010 года должны быть, в
частности, приняты технические
регламенты о безопасности строительных
материалов и изделий и о безопасности
зданий и сооружений, а также целый ряд
других регламентов.
Вступление
в ВТО без изменения закона «О
техническом регулировании» ударит по
строителям – глава АСР (
01.03.2007)
Вступление во Всемирную торговую
организацию (ВТО) без изменения закона
«О техническом регулировании» ударит по
российским строителям. Об этом президент
Ассоциации Строителей России (АСР)
Николай Кошман заявил, выступая на
общественных слушаниях, организованных
Комиссией по инновациям,
высокотехнологичным научным и инженерным
проектам Общественной палаты РФ по теме
«Вопросы технического регулирования».
Н.Кошман подчеркнул, что принципы,
заложенные в сегодняшней редакции ФЗ «О
техническом регулировании» отличаются от
принципов, одобренных Европейской
Экономической Комиссией ООН, принятых
странами ЕС и практически всеми странами
СНГ.
По его словам, АСР неоднократно
поднимала вопрос о системных ошибках,
заложенных в законе «О техническом
регулировании» и совместно с РСС и РСПП
вносила предложения по их устранению,
однако поправки так и не были приняты.
Например, в сферу действия закона
включена безопасность процессов
производства не только в части
обеспечения безопасности продукции, но и
в части охраны труда и техники
безопасности, чего в мировой практике
нет.
Руководство АСР считает, что такая
ситуация приводит к необходимости
разработки и принятию большого
количества технических регламентов в
ранге федеральных законов. Получается,
что Госдума должна принять до 2010 года
в качестве федеральных законов сотни
техрегламентов. А когда при появлении
новой продукции технические нормы будут
меняться, законы придется переписывать и
принимать снова. В европейских же
директивах приводятся только общие
требования к безопасности продукции, а
все конкретные характеристики прописаны
в стандартах, гармонизированных с данной
директивой.
Н.Кошман отметил, что серьезная
системная ошибка касается и оценки
соответствия. «Соответствие продукции
требованиям нормативной базы в странах
ЕС осуществляется нотифицированными
(уполномоченными) органами, которых в
России нет, а закон «О техническом
регулировании» не предусматривает их
создание. Это значит, что при выходе
отечественной продукции на европейский
рынок, мы будем вынуждены приглашать
только европейские уполномоченные органы
по оценке соответствия, что изначально
ставит наших производителей в нечестные
условия», - сказал он.
По его мнению, «при вхождении России в
ВТО такая ситуация с техническим
регулированием может быть выгодна только
нашим конкурентам, так как при
отсутствии грамотного «технического»
законодательства мы будем вынуждены
принять именно их правила игры на
российском рынке». «Поэтому Ассоциация
Строителей России самостоятельно взялась
за разработку общего технического
регламента, касающегося безопасности в
строительстве, и одновременно будет
лоббировать внесение поправок в Закон «О
техническом регулировании», так как если
этого не сделать, то малый и средний
бизнес в строительстве будет сметен с
отечественного рынка. Кроме того, АСР
считает необходимым приостановить
вступление России в ВТО до внесения
изменений в закон «О техническом
регулировании» и вступления в силу общих
технических регламентов», - заключил
Н.Кошман.
Старые
СниПы пока в законе ("Квартира.
Дача. Офис"
01.12.2006г.)
Министерство промышленности и энергетики
Российской Федерации и Министерство
регионального развития Российской
Федерации проанализировали вопрос
практического применения ряда
строительных норм и правил (СНиП),
принятых бывшим Госстроем России в
2001-2003 годах до вступления в силу
Федерального закона от 27 декабря 2002
г. № 184-ФЗ "О техническом
регулировании" (далее-Федеральный
закон), рассказали в пресс-службе
Министерства промышленности и энергетики
РФ и сообщили следующее.
Письмом от 28 апреля 2006 г. №
01/3472-ЕЗ Министерство юстиции
Российской Федерации сообщило, что им
принято решение не рассматривать СНиПы
на предмет их государственной
регистрации с учетом их
нормативно-технического характера и
положений Федерального закона от 27
декабря 2002 г. № 184-ФЗ "О техническом
регулировании".
Таким образом, указанные строительные
нормы и правила подлежат обязательному
исполнению наряду с другими аналогичными
нормами, принятыми ранее и
зарегистрированными Минюстом России в
установленном порядке, в соответствии с
пунктом 1 статьи 46 Федерального закона
впредь до вступления в силу
соответствующих технических регламентов.
России
нет общего технического регламента,
регулирующего безопасную эксплуатацию
зданий ("Интерфакс"
22.11.2006г.)
Председатель комитета Госдумы по
промышленности, строительству и
наукоемким технологиям Мартин Шаккум
считает, что в России практически нет
правовой базы, регламентирующей
безопасность строительных объектов.
"Первостепенной проблемой строительной
отрасли является отсутствие
предусмотренной Градостроительным
кодексом РФ и Федеральным законом "О
техническом регулировании" нормативной
правовой базы, обеспечивающей
безопасность объектов строительства", -
заявил он журналистам во вторник по
итогам парламентских слушаний комитета
по проблеме законодательного обеспечения
безопасности при строительстве и
эксплуатации зданий, строений,
сооружений.
Федеральный закон "О техническом
регулировании" установил семилетний
переходный период (до 2010 года), в
течение которого должны быть приняты
технические регламенты.
Кроме того, 14 важнейших СНиПов,
утвержденных Госстроем России накануне
ввода в действие Федерального закона "О
техническом регулировании", не
зарегистрированы Минюстом России и
являются документами, не несущими
правовые последствия. В их числе СНиПы
"Многоквартирные жилые дома" и
"Одноэтажные жилые дома".
"Органам государственного строительного
надзора сегодня фактически нечем
руководствоваться для проверки
соответствия требованиям безопасности
используемых строителями проектных
решений и технологий, что порождает
конфликтные ситуации между
государственными органами и
строительными компаниями", - сказал
М.Шаккум.
По его словам, сегодня нет общего
технического регламента, регулирующего
безопасную эксплуатацию зданий, строений
и сооружений .
Сегодня даже при проектировании
кофемолки требуется разработать
инструкцию по эксплуатации, а при
проектировании высотного здания
подобного требования нет.
М.Шакум отметил также, что "до
настоящего времени Правительством РФ не
определен федеральный орган
исполнительной власти, уполномоченный на
осуществление государственного контроля
за использованием и сохранностью
жилищного фонда.
"Жилищный фонд страны характеризуется
недопустимо высоким сверхнормативным
износом, из-за многолетнего недоремонта
жилья", - сказал М.Шаккум. Со ссылкой на
данные Росстроя он сообщил, что ежегодно
ремонтировалось не более 10% жилья,
подлежащего капитальному ремонту.
М.Шаккум сообщил, что стабильный рост
экономики России в последние 8 лет
способствовал и росту объемов
строительства.
"Во многих случаях здания возводятся не
по типовым, а уникальным проектам. В
этих условиях задачи поддержания и
модернизации существующих объектов
недвижимости, строительства новых жилых
и общественных зданий, объектов
промышленности и транспорта требуют от
государства соответствующего
регламентирования, контроля и надзора",
- сказал М.Шаккум.
По его мнению, участившиеся случаи
обрушений зданий и сооружений, повлекшие
человеческие жертвы, свидетельствуют о
том, что "система обеспечения
безопасности при строительстве и
эксплуатации объектов капитального
строительства нуждается в
незамедлительной корректировке".
Он сообщил, что за 2005-2006 годы только
на объектах общественных и жилых зданий
произошло 36 событий, связанных с
обрушением.
НАСР направила письмо Путину с
предложением отменить закон о
техническом регулировании (16.10.2006)
Ассоциация Строителей России (АСР)
направила открытое письмо президенту
России «Федеральный Закон «О техническом
регулировании» опасен для страны», в
котором предложила концептуально
пересмотреть или отменить действующий
закон. Об этом М2 сообщили в
Департаменте общественных связей АСР.
В департаменте рассказали, что в письме
строительное сообщество просит власти
обратить внимание на то, что
существенные противоречия норм закона,
отсутствие четкой методической базы
разработки технических регламентов, а
также принципиальные расхождения с
международными подходами к техническому
регулированию не позволят разработать
необходимые технические регламенты.
Также ассоциация выражает
обеспокоенность тем, что в условиях
действия закона резко снижается
эффективность государственного
регулирования безопасности в
строительстве, в промышленности,
энергетике, на потребительском рынке, на
транспорте, что при нарастающем износе
основных производственных фондов привело
к увеличению аварий и техногенных
катастроф.
Кроме того, члены АСР считают, что
положения закона приводят к массовым
необоснованным отступлениям в проектах
регламентов от действующих общепринятых
стандартов, норм, правил.
В письме констатируется, что в связи с
недееспособностью закона уровень
безопасности в стране резко снижается,
конкурентоспособность отечественной
продукции падает при одновременном
снижении уровня требований по доступу на
российский рынок импортной продукции,
административное давление на бизнес
существенно возрастает.
В связи с этим АСР предлагает
пересмотреть или отменить закон «О
техническом регулировании», рассмотреть
вопрос о ходе реформы технического
регулирования на заседании Совета
Безопасности РФ с участием
представителей науки, промышленности и
экспертов.
Кроме того, для исключения дублирования
функций и обеспечения независимой
квалифицированной координации работ в
области технического регулирования АСР
предлагает создать в прямом подчинении
правительства РФ межведомственный
федеральный орган технического
регулирования, а также национальный
орган по стандартизации, охватывающий
все виды продукции и производств, и
выполняющий функции единой федеральной
метрологической службы.
ФЗ «О техническом регулировании» вступил
в силу 27 декабря 2002 года. Закон был
разработан и принят в пожарном порядке
вопреки многочисленным предупреждениям
научно-технической общественности и
специалистов о громадном ущербе, который
он нанесет стране и ее национальной
безопасности.
Новые СНиПы (Газета
"Ведомости" 18.05.2006)
Отчаявшись быстро принять технические
регламенты, чиновники хотят до их
введения получить право менять старые
технические нормы. Разрешающие это
поправки скоро внесет в правительство
Минпромэнерго. Бизнесмены уверены, что
временные правила добавят хаоса, а
эксперты - что утверждение регламентов
еще сильнее замедлится.
Закон о техническом регулировании
вступил в силу почти три года назад.
Согласно ему около 500 000 действующих
государственных стандартов (ГОСТов) к
середине 2010 г. должны быть заменены
примерно на 300 общих и специальных
(отраслевых) технических регламентов.
Они установят минимальные требования к
безопасности и будут обязательны для
исполнения, а более детальные требования
к качеству продукции будут описаны в
стандартах, которые каждая компания
сможет выбирать для себя сама. Но
реформа техрегулирования идет очень
медленно: до сих пор принят только один
техрегламент, еще пять внесены в
правительство и ждут его одобрения, а 55
проходят общественные слушания.
Покуда техрегламенты не приняты,
компании должны выполнять старые
требования к безопасности, которые на
всем протяжении переходного периода
чиновникам менять запрещено. Но
Минпромэнерго разработало поправки в
закон о техрегулировании, которые
позволяют вносить изменения в
действующие правила, заявил министр
Виктор Христенко на вчерашнем заседании
правительственной комиссии по
техническому регулированию. Они уже
согласованы с ведомствами и в мае будут
внесены в правительство, добавил
руководитель Ростехрегулирования
Григорий Элькин. Поправки нужны, чтобы
чиновники могли “адекватно защищать
потребителей от опасной продукции”,
говорит он. Особенно необходимой Элькин
считает защиту потребителей от продукции
строителей, тем более что техрегламенты
для этой отрасли появятся еще не скоро.
Минрегионразвития готовит общий
регламент безопасной эксплуатации
зданий, а концепцию регулирования
отрасли, которая определит, какие
специальные регламенты нужны строителям,
они еще не создали.
Пока руководствуются ГОСТами,
строительными нормами и правилами (СНиПы)
и санитарными правилами и нормами (СанПиНы),
рассказывает начальник службы
эксплуатации компании “Новая площадь”
Евгений Шлеменков. За последние 15 лет
эти нормы почти не менялись и устарели,
добавляет научный руководитель
аналитическо-консалтингового центра
“Миэль-Недвижимости” Геннадий Стерник.
Правила сильно устарели, соглашается
финдиректор “Бенефит Инжиниринг” Анна
Осина: “По старым СНиПам госкомиссия не
может принять высотные здания, они же
запрещают убирать внутрь зданий газовые
трубы, уродующие фасады”. Вдобавок уже
три года старые нормы фактически не
имеют юридической силы, отмечает
Шлеменков. “Но строители пользуются ими
- надо же чем-то руководствоваться”, -
поясняет он.
Однако возможность осовременить старые
правила не пойдет на пользу
промышленности. Временные нормы только
внесут “лишний беспорядок”, считает
Шлеменков: “Лучше бы скорее
техрегламенты разработали”. Получив
разрешение менять старые правила,
чиновники будут еще медленнее
разрабатывать и принимать регламенты,
соглашается руководитель экспертного
совета “Деловой России” Антон
Данилов-Данильян. У бюрократов просто
исчезнет стимул торопиться с
техрегламентами и они сосредоточатся на
корректировке действующих норм, уверен
он. Наконец, одновременное создание
новых и усовершенствование старых норм
приведет к неразберихе, предполагает
Осина: “Строители будут злоупотреблять,
пытаясь сэкономить, а у чиновников
появится больше возможностей наказать
компании штрафами”.
ГОСТом
будете
Светлана
Сухова
Государство
защитит право каждого съесть невкусную,
но безвредную котлету
Правительство России готовится
реформировать последний осколок
социализма - систему государственной
стандартизации
Вопрос: когда прекратил свое
существование СССР? Ответ: он уйдет в
историю только в этом году, когда на
смену последнему оплоту социализма -
ГОСТам - придут новые российские
стандарты производства товаров и услуг.
На одном из ближайших заседаний
правительства будет заслушан отчет
Минпромэнерго о ходе реформы по так
называемому техническому регулированию,
основная цель которой - создание новой
системы государственной стандартизации.
Суть реформы - в торжестве либерализма:
главным отличием нового ГОСТа от
старого, советского образца станет его
необязательность к исполнению. При этом
разработчики новой системы рассчитывают,
что следовать стандартам производителей
вынудят рыночные механизмы.
В ТУ степь
"Отныне государство не будет ратовать за
то, чтобы котлета была вкусной, главное,
чтобы она была безопасной для здоровья",
- обрисовала в интервью "Итогам" суть
нового подхода глава департамента
Минпромэнерго Марина Глазатова. Она
курирует ход реформы системы
стандартизации, которая, надо признать,
давно назрела.
Дело в том, что формально отечественный
потребитель должен покупать и потреблять
продукцию, изготовленную по стандартам
эпохи развитого социализма. Для своего
времени система ГОСТов действительно
была прогрессивной. Правда, процесс
стандартизации всего и вся подчас
выходил за рамки разумного. К примеру, в
1968 году был принят "стандарт на
стандарт" - ГОСТ 1.0. Это была
инструкция о том, как надо делать сами
ГОСТы, - эдакая "конституция
стандартизации".
(Фото: Станислав Рослов)
Советские ГОСТы воспринимались как
национальное достояние, демонстрирующее
преимущества социализма. Они были чуть
ли не одной из составных частей статуса
сверхдержавы, которая должна была
определять мировую техническую политику.
В результате десятки тысяч людей были
заняты тем, что заполняли инструкции,
какого, например, цвета должна быть
трава на газоне или в какой горошек
красить ткань, из коей впоследствии
будут пошиты платья для советских
тружениц. И хотя платья, сгущенка и даже
туалетная бумага зачастую являлись
дефицитом, те, кто умудрялся отстоять
многочасовую очередь, получали
вожделенный продукт с гарантированным
государством качеством.
Именно советские ГОСТы сформировали
потребительские предпочтения наших
сограждан. И предпочтения эти до сих пор
определяют спрос в некоторых рыночных
отраслях. Прежде всего это касается еды.
Социологи отмечают неизбывную тягу
россиян именно к "тем самым продуктам":
пирожным "Картошка", конфетам "Птичье
молоко", классической сгущенке в
жестяной банке и еще к двум-трем
десяткам наименований продуктов из
своего прошлого. И если вдруг из
изобилия импортных и отечественных
товаров удается добыть что-то с хорошо
знакомым вкусом, радости нет предела:
"Вот оно, то самое!"
Проблема, однако, в том, что старая
система ГОСТов в рыночную экономику
никак не вписывается. Это в СССР власть
была единственным собственником,
заказчиком и первичным потребителем
всего производимого в стране.
Государство диктовало производителю, как
и что ему производить, через систему
ГОСТов, которые являлись по сути
техническими заданиями. Это то, что
сегодня физические и юридические лица
записывают в договор, например
купли-продажи. Под старую систему был
организован и надзор за соблюдением
заданий с его обязательными внешними
атрибутами - Знаком качества,
переходящим Красным знаменем, штампом
ОТК...
Давно канули в Лету переходящее
полотнище и пятиконечник Знака, но ГОСТ,
как оказалось, жив. А российские
производители сплошь и рядом его
нарушают, рискуя, между прочим, быть
привлеченными к административной
ответственности. Хорошо еще на дворе не
30-е или начало 50-х годов прошлого века
- в сталинском Союзе нарушители ГОСТов
преследовались в уголовном порядке.
Получился парадокс, когда, например,
частная мебельная фабрика де-юре не
должна выпускать кровать размера
кинг-сайз, потому как это противоречит
советскому ГОСТу, а выпускает, поскольку
новейшие русские, ничего не слышавшие о
стандартизации, вымахивают подчас под
два метра. Теорию с практикой удалось
совместить, поступившись принципами, то
есть требованиями к качеству продукции.
Та же нестандартная кровать маркируется
не ГОСТом, а так называемым техническим
условием (ТУ). По сути это согласованные
с Госстандартом (ныне Ростехнадзором)
отступления от ГОСТа. Наличие на
продукте двух букв (ТУ) вместо четырех
(ГОСТ) означает, что стандарты нарушены.
И хорошо еще, если это нарушение на
пользу потребителю. Но так бывает не
всегда.
(Фото: Андрей Константинов/PhotoXPress.RU
)
Перманентное нарушение норм в российских
реалиях - прямая дорога для всякого рода
злоупотреблений, коррупции и незаконных
поборов со стороны проверяющих органов.
По слухам, отклонение от ГОСТов
обходилось производителям в 20 процентов
от стоимости товара. Неудивительно, что
отечественные производители поддерживают
идею либеральной реформы стандартизации.
Не надо забывать и о таком важном
сегменте любого свободного рынка, как
импорт и иностранные инвестиции. Для
иностранцев остается загадкой, как в
эпоху Интернета и нанотехнологий живут и
здравствуют стандарты производства,
разработанные, например, в конце 60-х
годов прошлого века...
ГОСТ на ГОСТ
Три года назад перед правительством во
весь рост встала, по выражению г-жи
Глазатовой, "проблема сгущенки". Всерьез
дискутировался вопрос, какую сгущенку
следует есть - на этикетке которой стоит
маркировка "ГОСТ" или же "ТУ"? В ходе
продолжительных дебатов выяснили, что
"ГОСТ" лучше. Перевесил такой аргумент:
при введении технических условий
согласовывались подчас такие отклонения
от нормы, которые реально угрожали
безопасности потребителей или окружающей
среде.
Главная сложность реформы стандартизации
- как сделать так, чтобы государство все
же контролировало качество производства,
но не тормозило излишними барьерами
развитие экономики. Решение нашлось:
старые ГОСТы разделили на две
составляющие - обязательные технические
регламенты (ТР) и необязательные
стандарты. Государство обещает
разработать регламенты, в которых должна
строго регулироваться только одна
составляющая производства того или иного
продукта - безопасность (для жизни,
здоровья, окружающей среды, сохранности
имущества). Кроме того, будет
существовать отдельный технический
регламент о "не введении в заблуждение".
Последнее означает, что государство
гарантирует полноту информации на
этикетке товара. Словом, власть защищает
право каждого съесть невкусную котлету,
но при этом не отравиться. Соотношение
же мяса, хлеба и специй в этой самой
котлете будут определять покупательский
спрос и добровольно признанный
производителями стандарт.
Появятся новые стандарты двух видов -
национальные, действующие на территории
всей страны, и корпоративные, созданные
специально для конкретных отраслей или
предприятий. При этом, по мнению
разработчиков реформы, добровольный
стандарт окажется крепко привязанным к
государственному регламенту по
безопасности товара, что в конечном
счете должно сделать его также де-факто
обязательным.
Как это выглядит на практике? За основу
разработчики новой системы
стандартизации взяли европейский опыт. В
соответствующей директиве Евросоюза,
например, говорится, что содержание
вредного соединения молибдена в краске
для детских игрушек не может превышать
0,006 процента. Это и есть технический
регламент. А дальше производитель обязан
его выполнить. Если ему позволяют
средства, он проводит исследования и
разрабатывает состав краски, отвечающий
ТР, который становится ГОСТом. Таким
путем идут крупные корпорации. Мелким
компаниям придется пользоваться
национальным стандартом, разработанным
специально под существующий ТР. Отметим:
первый путь явно дороже и сложнее.
Правда, бывает и так, что корпоративный
стандарт становится не только
национальным, но и международным. Как
случилось, например, со стандартом
сотовой связи.
После реформы гостов государство должно
будет гарантировать согражданам лишь
безопасность потребляемых ими товаров.
Все иные качества продуктов, к примеру
"градус" водки, станут предметом
компромисса между производителем и
покупателем
Кто же будет создавать национальные
ГОСТы? Разработка части из них будет
вестись на деньги государства и под его
контролем. Займется этим созданное в
2004 году на базе Госстандарта
Федеральное агентство по техническому
регулированию и метрологии (Ростехрегулирование).
При этом не все российские стандарты
будут изобретаться заново - кое-что
окажется обновленным советским ГОСТом.
Разработка большей части стандартов
останется на совести самих
производителей - отдельных компаний или
межотраслевых союзов, которые должны
получить государственную аккредитацию.
При этом, по замыслам авторов реформы,
двигателей у прогресса будет два.
Государство, ужесточая время от времени
ТР, станет стимулировать появление все
более совершенных способов производства,
отвечающих требованиям безопасности
продукции. С другой стороны,
потребитель, общественные организации и
СМИ должны способствовать выживанию на
рынке самых качественных товаров,
разоблачая бракоделов.
Иными словами, гарантируя безопасность
товаров, государство оставляет вопрос их
качества на усмотрение бизнеса и
гражданского общества. Яркий пример
такого подхода - единственный принятый
пока правительством технический
регламент: "О требованиях к выбросам
автомобильной техникой, выпускаемой в
обращение на территории России, вредных
(загрязняющих) веществ". В соответствии
с ним регламентируется экологическая
безопасность двигателей продаваемых в
России автомобилей. Стандарты же на все
технические характеристики авто - личное
дело компаний-производителей, которые
будут руководствоваться исключительно
требованиями рынка, то есть
предпочтениями покупателей. И так со
всем. Неудивительно, что в очереди на
принятие правительством в первых рядах
стоят технические регламенты по
отраслям, угрожающим техногенными
катастрофами: электроэнергетике,
строительству и др. До товаров
повседневного спроса руки у
разработчиков ТР дойдут к концу реформы.
Она должна завершиться в 2010 году
созданием трехсот регламентов. После
чего жизнь потребителя, по идее, станет
безопасной.
Глава Минпромэнерго Виктор Христенко
вскоре представит правительству
программу перехода к новым стандартам
качества продукции
(Фото: Николай Галкин)
Впрочем, безопасность - это хорошо, но
потребитель, как известно, готов подчас
жертвовать ею ради удовольствия. Всем,
например, известно, что целый ряд
продуктов и их производных вредны для
здоровья, но россияне тем не менее не
устают их употреблять. Так, в частности,
согласно новым правилам стандартизации
известное 40-градусное достояние нации
можно, нарушив рецептуру Менделеева,
сделать 30- или даже 25-градусным. При
этом водка будет безопасна (при
умеренном, естественно, потреблении). Но
вот сможет ли русская душа перенести
такое отступление от старого доброго
ГОСТа?..
ВРЕЗ: ИСТОРИЯ
Под одну гребенку
В Советском Союзе проблемой
стандартизации производства впервые
озаботились в 1925 году. Тогда
постановлением Совета народных
комиссаров (СНК) был создан Комитет по
стандартизации при Совете труда и
обороны. Первый ГОСТ (тогда он назывался
ОСТ) появился 7 мая 1926 года и
назывался "Пшеница. Селекционные сорта
зерна". ОСТы множились с невероятной
скоростью: за три года их число
превысило три сотни. Вводились стандарты
на товары повседневного спроса (хлеб,
соль, спички, растительное масло),
продукцию химической промышленности,
стальной прокат, инструменты, хлопок,
нефтепродукты, объекты строительства...
Особенностью первого десятилетия
существования советской стандартизации
стало то, что потихоньку все права по
созданию и модификации стандартов были
отданы в отраслевые наркоматы. Сначала в
1927 году бюро стандартизации были
созданы на большинстве крупных заводов,
в начале 30-х годов комитеты по
стандартизации появились в отраслевых
комиссариатах и в союзных республиках. А
закончилось все тем, что в 1936 году
Всесоюзный комитет по стандартизации был
упразднен, а правом утверждения
стандартов наделено правительство и
комитеты по стандартизации при
наркоматах. Впрочем, одними стандартами
борьба за качество товаров и услуг не
ограничивалась. Не иначе как заботой о
потребителе можно объяснить появление
указа, повлекшего уголовную
ответственность за выпуск
недоброкачественной продукции и
несоблюдение стандартов.
С децентрализацией стандартизации было
покончено 9 июля 1940 года, когда вышло
постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР "О
государственных общесоюзных стандартах и
порядке их введения". В соответствии с
этим документом разработка стандартов
была поручена восстановленному
Всесоюзному комитету по стандартизации (ВКС).
Новый комитет тут же взялся за дело: уже
через полтора месяца вышло постановление
правительства, объявившее общесоюзные
стандарты единственной формой ГОСТов.
При этом "наиболее важные стандарты"
(понятное дело, речь шла о производстве
вооружений) должны были утверждаться
правительством. Официально же стандарты
военного времени - "ГОСТ В" - появились
через месяц после начала войны. В них
унификация была доведена до предела.
Например, 7,62-миллиметровый патрон
применялся как в винтовке образца 1891
года, так и в автоматической винтовке
СВТ-40, а также в карабине образца 1944
года и в авиационном пулемете ШКАС.
В первые же послевоенные годы комитет по
стандартизации подвергся новой реформе в
связи с изменившимися экономическими
условиями - в 1948 году он вошел в
состав Государственного комитета по
внедрению передовой техники в народное
хозяйство и был преобразован в
управление по стандартизации. В 1954
году стал Комитетом стандартов, мер и
измерительных приборов при Совмине СССР.
Процесс разработки ГОСТов и контроль за
их исполнением окончательно перекочевали
в Центр: в 1955 году были введены
отраслевые нормативы стандартов,
обязательные для предприятий вне
зависимости от их ведомственной
принадлежности.
Процесс поставили на широкую ногу - к
делу стандартизации были привлечены
десятки научных институтов и
предприятий. К середине 80-х в СССР
функционировали 15 республиканских
управлений и 226 центров стандартизации
и метрологии. При госпланах всех союзных
республик были созданы отделы по
стандартизации, на более или менее
крупных предприятиях организованы
соответствующие службы. Неудивительно,
что начиная с 1970 года появился новый
праздник - Международный день
стандартизации (14 октября).
В 80-е годы в целом по стране за
качеством товаров и услуг надзирали 72
тысячи сотрудников. Правда, уголовную
ответственность за несоблюдение
стандартов из законодательства изъяли,
заменив ее административной. Вершины
государственная система контроля за
качеством продукции достигла в
горбачевскую эпоху с появлением
знаменитой госприемки. Но это была
лебединая песня ГОСТа. Вскоре времена,
когда государство отвечало за содержание
мяса в колбасе и форму котлет, канули в
Лету. |
|
|
|
|
|